В очередную годовщину Хабаровска перед его жителями и гостями распахнула свои музыкальные песенные объятия передвижная «Русская слобода». Ежели старинная слобода служила лично царю и исполняла его волю, то здесь она символично воскресла как открытая творческая площадка для скоморохов, рукодельниц и мастеров с подачи Хабаровского содружества русских общин «Хоровод» (фото Сергея Макогонова).

В этом неформальном содружестве свободно общаются и внутренне раскрываются самостоятельные увлеченные люди, – без бюрократизма, вождизма и догматизма. Главное их богатство – в стремлении утолить свою душевную жажду народной традицией, наполнить ее светоносным разумным началом суетливую скоротечную жизнь, щедро делиться с друзьями и окружающими. В том числе с помощью рукотворной сказочной слободы. В свободное от семейных и профессиональных забот время.

Ценную лепту в ее подготовку внесли Виталий Сичкарь, Сергей Суровцев, Александра Редина, Маненкова Альбина, Алексей Мешалкин – всех одной строкою не перечесть. Благодаря их стараниям и поддержке Управления культуры Хабаровска, возле ТЮЗа и Филармонии уже второй год на день рождения города собирается яркое разноцветие самодеятельных талантов.

Судя по сияющим лицам пришедших зрителей, по их аплодисментам в честь выступающих, по неослабевающему интересу к кулинарным и ремесленным фантазиям на представленных экспозициях, по одобрительной улыбке посетившего слободу мэра и наплыву иностранных туристов, слобожане и слобожанки пришлись хабаровскому сообществу по душе.

Секрет столь дружного обожания, если внимательно приглядеться, в природной отзывчивости «Хоровода». Ему не чужды все течения и притоки нашей неисчерпаемой солярной культуры, будь то скифская ведическая эпоха, топонимика родственных нам рыжебородых манчжуров, айну, дауров, язычество малых местных народностей, старообрядчество, православное христианство, советский модерн и отражение всех смысловых ступеней в зеркале сегодняшних дней.

Без утраты своего лица в постмодернизме и глобализме. Поэтому так важно не забывать о начале славной летописи нашего города в майские дни 1858-го, когда сразу после успешного завершения драматических переговоров о границе с Китаем, генерал-губернатор граф Муравьев распорядился поставить возле знаменитого нынче утеса сторожевой пост. И, не забывая, представлять, что этому предшествовало из многовековой глубины.

Новая пограничная слобода с верной руки прозорливого графа оказалась тем саженцем, из которого вырос могучий город, отпочковались многие приамурские поселения. Переселявшиеся на Амур-батюшку Иваны да Марьи довольно скоро чувствовали себя как дома – на далекой Рязанщине или Черниговщине. Не потому ли, что тогдашние русские возвращались на родную для их пращуров дальневосточную землю после вынужденного отсутствия, подобно птицам по окончании холодов?

Жаль, что солдаты, казаки, крестьяне, первыми ступавшие на когда-то покинутый Ерофеем Хабаровым речной берег, не оставили фотографий. Но мы точно знаем, что эти отважные пионеры были из того же, что и мы теста, говорили на том же что и мы языке, пели наши былинные песни, отмечали по родовому кругу Масленицу, Купалу, Коляду, славили солнце Хорса-Христа, обожали каши, щи и борщи.

Вольные пахари и ярые государственники, лирики и физики, преступники и охранники, авантюристы и работяги – кого только не снаряжала сюда судьба. Из года в год, из поколения в поколение. Социальная житейская разница не мешала им рука об руку веселиться, трудиться, жениться, а когда прижмет, всем миром отбиваться от любого нашествия на свои заветные рубежи. Благодаря той самой традиции, чей вечный зов кристаллизует аморфную массу в непобедимый народ.

…С той поры и городские и деревенские обитатели настолько разбрелись в разные стороны от своего культурного древа, что свидетельствующая о нем «Русская слобода» пришлась как никогда впрок. После вступительного слова ведущих площадки – Валерия Керницкого и Маненковой Альбины –  на языке искрометного озорного танца заговорил детский ансамбль «Русские узоры» Ольги Юрьевны Фраш.

За многие годы ее работы в Бычихе это уже далеко не первый состав ансамбля, в котором сегодня жизнерадостно солируют Миша Дудкин и Юлия Мищенко. Поднятую ими волну подхватили детские коллективы «Купаленка» и «Вьюнок» из хабаровского эстетического центра «Отрада», очаровавшие таким артистичным естественным поведением своих малышей в народных платьицах, рубашечках, платочках и поясочках, что тревожные мысли о будущих хранителях нашего культурного кода развеялись сами собой. Тот самый случай, когда встречаешь с удовольствием по одежке, задающей полезное русло ищущему уму.

Кстати, русская самобытная одежда, хоть городская, хоть деревенская, вышла из обихода в середине прошлого века, после запрета артелей и полного огосударствления легкой промышленности. Заодно угасли наши народные обряды, обычаи. Теперь их возвращением в праздники и повседневные будни занимаются энтузиасты, которых чем дальше – тем больше.

Не случайно каждый из участников слободы облачился в свой неповторимый подчеркивающий его особость наряд. Кто-то сподобился пошить для себя сам или списался с знающими умельцами, а кто-то обратился к Александре Рединой, представлявшей на слободской площадке студию «Русской моды». Новыми нарядами и новыми песнями добавил жару неподражаемый женский квартет «Маромы», чьи кустодиевские пышные дамы ободряли и окрыляли не хуже Монсеррат Кабалье.

Очень ценно, что неравнодушные зрители таких праздников под впечатлением от увиденного со временем сами становятся их непосредственными участниками, выступают с сольными вокальными номерами, как, например, семейный дуэт Кузьменко из Гаровки в составе талантливой мамы и ее не менее одаренной дочери. В этом неизгладимом для души и совести впечатлении, пожалуй, главная изюминка «Хоровода» и Слободы.

При уникальной возможности для делающих первые пробы самодеятельных артистов познакомиться лицом лицу с непредвзятым уличным зрителем, получить уникальный опыт от его ответных переживаний и чувств, которые буквально зафонтанировали, когда на сценическую площадку десантировалась ударная выездная бригада «Соседнее село» в составе уже сложившихся творческих коллективов из сельского Хабаровского района. И с двумя мастер-классами для детишек.

Дородные сударушки из «Русского стиля», «Калинушки», «Ворожеи» угостили честной народ такими зычными сочными голосами и поплыли плавно такими лебедушками, что для меня время остановилось. Часовые стрелки снова начали двигаться и пустились вместе со мною в плясовую присядку вслед за одушевленными ростовыми куклами Медведя, Козочки, Самовара, Гармошки, Человеко-Коня с лихо заломленным картузом.

За что молодой статный ведущий этой части праздничного спектакля Дмитрий Савченко вручил мне в числе других миниатюрную сумочку «Муравей». Пока родители раскупали кулинарные, ремесленные изделия, а ребятишки осваивались в мастер-классах, чинно рассевшиеся старики излучали неподдельное счастье. Некоторые благодарили организаторов, не скрывая искренних слез.

Между тем, бурливший жизнерадостным братанием карнавал внезапно накрыло обильным дождиком, в ответ на это Сергей Суровцев лихо закружил вслед за собой хоровод и небо вскоре опять засветилось. В общем, показали горожанам непростые сельчане, что такое настоящий русский восторг без алкоголя, борделя и мордобоя, а все вместе работники слободы поделились с заполонившими ее гостями полезными житейскими технологиями.

Этот обмен стоит продолжать и наращивать с ясным пониманием, что именно на народной культурной почве лучше всего выстраивать эффективную человечную экономику, гражданское общинное общество, подотчетное ему государство, природную и нравственную экологию.

В таком большом деле, как ни крути, не обойтись без краевого центра русского народного творчества. Для всевозможных мастерских, студий, лабораторий, для самобытных игр и борьбы, для регулярных тематических смотров, концертов и фестивалей – с грантами и гастролями в регионе, по России, за рубежом. С государственной серьезной опорой. «Ради чего стараемся?

Чтобы взаимопомощь, человеческое тепло и забота стали для русских правилом, чтобы Хабаровский край был для нас родным безопасным домом и никому не хотелось его бросать. Ни за какие посулы» – признается мне Виталий Сичкарь. Мысленно представляю небезызвестную «Русь» на 56-й школе. Со своим безликим евро-убранством и размытым донельзя «контентом» данную повестку она, увы, не освоит.

Но заниматься этим придется, если мы хотим сохранить и приумножить себя как счастливая прекрасная общность на стыке с огромной Азией. Это желание нам также присуще, как и любым народам. Конечно, есть мировые религии, но в них ни эллина, ни иудея, при всем уважении к этим конфессиям.

Остается неумолимая жизнь, обязывающая нас вспомнить свои истоки, их волшебную правду, силу, любовь. «Русская слобода» показала, что это вполне возможно. Лишь бы не сворачивать на половине дороги туда, откуда недавно уже ушли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *